Из истории платка (история батика)



Платок был символом нравственности, чистоты, скромности. Он часто выступал показателем социального статуса обладательницы. Знатные особы носили «богатые» платки из дорогой ткани, вышитые золотом. Платком обертывали священные предметы. В танце с его помощью девушки подчеркивали грациозность и легкость своих движений. Римские легионеры повязывали платок вокруг шеи. А после распада Римской Империи моду на шейные платки переняли народы Румынии, Хорватии, Франции. Этот маленький «предмет» стал украшать парижских модниц и модников. А уже в конце XVIII века в Европе вошли в моду широкие и легкие платки.

В былые времена кроме украшения, шейные платки несли в себе и политический смысл. В революционные 20-е, во времена Советского Союза платок становится элементом идеологической символики. Треугольный платок из ярко красного атласа – пионерский галстук, был символом идеологического единства. Своеобразная «красная» атрибутика стала предметом моды соцреализма. Красная косынка, концы которой женщины завязывали на затылке, была символом. Посещая Советский союз, иностранцы считали своим долгом купить «русский сувенир» и привезти в свою страну... В шестидесятых годах прошлого столетия модные среди хиппи индийские платки с набивкой «огурцы» были выражением неограниченной свободы и солидарности с угнетенными национальными меньшинствами. И, конечно, небольшие шейные платки и банданы всегда были и есть неизменным атрибутом внешности рок-музыкантов и групп экстрималов - байкеров, роллеров, скейтбордистов и т.д.

История русского платка начинается с XII века. Головное полотенце, убрус, или полотно из куска ткани женщины набрасывали поверх головного убора. О русских платках и шалях знали даже за рубежом. Павлопосадский платок, например, стал обязательным элементом русского костюма. Он привлекает своей декоративностью, колористикой. Крупные цветы, растительные узоры, контрастный фон – как символ слияния человека с природой. Слава павлопосадских платков не меркнет до сих пор. А в Павлово-Посаде существует Музей истории русского платка и шали. Многие современные модельеры использовали тему павлопосадских платков в своих коллекциях. Андрей Шаров на неделе высокой моды в Москве (1999 год) в коллекции «Это все для тебя» представил юбки, брюки, корсеты, бейсболки и топы, «цветущие» павлопосадскими рисунками.

Настоящим достоянием русской культуры стали оренбургские платки из козьего пуха. Они появились в конце XVII века, а в XIX-ом о них знала вся Европа. Платки очень красивы и настолько тонки, что их можно поместить вовнутрь гусиного яйца и даже протянуть сквозь кольцо. Оренбургские платки получили всемирное признание на выставках в Париже, Чикаго, Брюсселе. Оренбургский пуховый платок – это целая история русской культуры, обрядов и традиций. Замужняя русская женщина должна была надевать платок поверх головных уборов, а девушки – непосредственно на голову. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику. Со временем он утратил функцию «индикатора» социального или возрастного статуса. Его стали использовать в качестве оригинального аксессуара, украшающего любой наряд.

Назад в раздел

Rambler's Top100