Павловопосадская шаль



В начале девятнадцатого века шаль крепко закрепилась в повседневном быту разных слоев русского социума, и стала неизменной частью русской национальной одежды — сначала дворянской, а немного позже купеческой и крестьянской.
Моментом основания производства павлопосадских шалей считается 1795 год, а в конце 1850-х годов начинается создание шалей в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде, на предприятии, принадлежавшем купцам Якову Ивановичу Лабзину и Василию Ивановичу Грязнову.

Долгое время — на протяжении всего XIX в. — набойка шалей осуществлялась только вручную. Узор на ткани наносился при помощи деревянных резных досок. Они были двух разных видов - "цветы" и "манеры". "Цветы" вырезали из древесины, используя их на тканевую основу наносились краски, и что интересно - для каждого отдельного цвета требовалась отдельная доска. Контуры рисунков набивались "манерами", изготовление которых было очень трудоемким делом. На первом этапе узоры на древесине прижигался на некоторую глубину и только потом заливался свинцовым наполнителем Полученные этим методом контуры накладывались на доски.
Изображение разбивалось на отдельные сектора — их количество варьировалось от 4х частей до 24х в крупных шалях с очень сложным и разноцветным узором включающим большое количество элементов. Эти шали обладали зачастую очень сложным колоритом от шестнадцати цветков и больше. Исходя из этого набойка платка или шали часто требовала более четырехсот наложений досоки. Некоторые сложности имелись при совмещении разных элементов рисунка. Узоры, зачастую, были крайне устойчивыми, и доски для набивки порой использовались многие десятки лет.

В 1870—1880-е годы в декоре Павловских шалей наряду с восточным или турецким узором широко применяли «цветочную» орнаментику, а также мотивы орнамента и стиля предыдущих эпох: узоры стилистически напоминающие ветви деревьев, разнообразные завитки, ленты всех фасонов в сложнейших комбинациях и разворотах.
В целом эти годы смело можно назвать временами бурного расцвета павловопосадского стиля платочной мануфактуры. Именно в этот период мануфактура награждается важными наградами - медалями всероссийских выставок 1870 и 1882 годов.

Постепенно при набойке шалей начинают использоваться яркие и дешевые анилиновые красители, позволяющие воспроизводить насыщенные по цвету платочные композиции. Идут процессы демократизации и увеличения доступности Павловского платка для широких слоев населения. Шали и павлопосадские платки находят широчайшее применение за пределами дворянских и купеческих социумов в мещанской и крестьянской среде .

Конец 19го. — начало 20го века возможно определить как время завершения формирования стилистики платка Павловского производства. Особенной известностью в этот период пользовались Павловские шали двух разных видов.
Первая разновидность шалей изготавливалась из тончайшей почти прозрачной шерсти, использовались шелковые просновки или в более бюджетных вариантах обходились без них. Узоры такой шали набивались на кремовых или разноцветных грунтах, наиболее распространенными цветами были красный и черный. Узоры содержали объемные изображения листьев и цветов, букетов, различных гирлянд зачастую расположенных по краю платка или шали.
Вторая разновидность Павловских шалей, сложившаяся в тот временной период изготавливалась из очень плотных шерстяных тканей. Отличительной чертой этого стиля служит характер набоек, колорит и цветовые решения основанные на сочетаниях небольшого количества ярких и сочных красок главенством красного и бардового цвета и колоритный, броский рисунок. Цветы и букетные композиции на таких шалях и платках, как правило, обрамлены в разнообразной формы орнамент из вытянутых элементов декора и дополнительно расположенными в композиции платка или шали орнаментами из геометрических элементов или полос дополненных цветочными композициями и гирляндами.
Визуально акцент переносится на угловые области шали и платка, узоры заполняют практически всю площадь шали, свободной остается только небольшой участок в центре .
Ярчайшим примером такого типа шалей и платков является небезызвестная шаль 1910го года носящая имя "Подкова".


Назад в раздел

Rambler's Top100